Бухгалтеру

Можно ли признать расходы на размещение в печатных СМИ материалов рекламного характера без пометки "на правах рекламы"?

14 июля

 Название документа:

Письмо Минфина России от 15.06.2011 N 03-03-06/2/94

Комментарий:

Налогоплательщики вправе признавать расходы на рекламу произведенных или реализуемых товаров (работ, услуг), а также своей деятельности (подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ). При этом необходимо учитывать положения п. 4 ст. 264 НК РФ, в котором содержится перечень ненормируемых расходов на рекламу. Среди них значатся расходы на рекламные мероприятия в средствах массовой информации, в том числе объявления в печати. Иные рекламные затраты являются нормируемыми и при исчислении налога на прибыль признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации (абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ).

В Налоговом кодексе РФ не содержится понятие "реклама". Поэтому по правилам п. 1 ст. 11 НК РФ для целей налогообложения следует использовать определение, данное в п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее — Закон о рекламе). Под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. Такая информация должна быть адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и на его продвижение на рынке.

Минфин России считает, что можно признать затраты на размещение рекламы в печатных СМИ, которые не специализируются на сообщениях и материалах рекламного характера (то есть объем рекламы в них составляет не более 40 процентов одного номера). Для этого текст должен сопровождаться пометкой "реклама" или "на правах рекламы". Требование об указании таких пометок в нерекламных СМИ содержится в ст. 16 Закона о рекламе. По мнению финансового ведомства, наличие этих пометок обязательно. Аналогичные разъяснения Минфин России давал ранее в Письмах от 27.06.2007 N 03-03-06/1/418, от 05.09.2006 N 03-03-04/2/201.

В то же время подход финансового ведомства является спорным.

Определение рекламы приведено в п. 1 ст. 3 Закона о рекламе, и именно в этой норме содержатся существенные признаки данного понятия. Поэтому если сообщение или материал в периодическом издании адресованы неопределенному кругу лиц и направлены на привлечение внимания к объекту рекламирования, продвижение его на рынке, то затраты на публикацию являются рекламными расходами.

Как отмечали арбитражные суды, отсутствие отметки "на правах рекламы" не изменяет сути распространяемой через периодическое издание информации и не влияет на обоснованность расходов (Постановления ФАС Московского округа от 21.02.2008 N КА-А40/410-08-П, ФАС Поволжского округа от 16.04.2008 N А55-10084/2007).

К подобным выводам приходили и другие арбитражные суды (подробнее см. Энциклопедию спорных ситуаций по налогу на прибыль). ФАС Московского округа, основываясь на нормах Закона о рекламе, указал, что ответственность за распространение рекламной информации без пометки "на правах рекламы" возлагается на рекламораспространителя. Привлечь его к ответственности за нарушение законодательства о рекламе вправе только антимонопольный орган (Постановление ФАС Московского округа от 23.09.2008 N КА-А40/8513-08-2).

Применение документа (выводы):

Для целей налога на прибыль расходы на размещение рекламы в периодических изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, налогоплательщик вправе признать:

- в случае если текст рекламы сопровождается пометкой "реклама" или "на правах рекламы", как считает Минфин России;

- в любом случае, то есть независимо от наличия или отсутствия пометки "реклама" или "на правах рекламы". При таком варианте действий возможны претензии со стороны налоговых органов.

Обзор подготовлен специалистами компании «Консультант Плюс» и предоставлен компанией «КонсультантПлюс Свердловская область» — информационным центром Сети КонсультантПлюс в г. Екатеринбурге и Свердловской области 

 

Вернуться к списку новостей Вернуться к списку новостей


Центр консультирования

(343) 375-78-78

Почта: ck@consultant-so.ru

Горячая линия

(343) 355-56-76, 317-85-55

Почта: hotline@consultant-so.ru

 

Личный кабинет

Рекомендуемые системы:

Бухгалтеру (комплект Базовый)

Бухгалтеру (комплект ПРОФ)

А собственно зачем мне это?