Юристу

Ответы на актуальные вопросы по закупкам

07 июня

Автор: Быкова Елена Владимировна,

эксперт-консультант в сфере закупок, практикующий юрист

Вопрос. Можно ли закупить радиоэлектронную продукцию (МФУ, системный блок) иностранного производства у единственного поставщика, если:

  • они не входят в Перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, с ограниченным допуском согласно Постановлению Правительства РФ от 10.07.2019 № 878;
  •  
  • не подпадают под применение Приказа Минфина России от 04.06.2018 № 126н;
  • нет Сертификата, подтверждающего российское производство (в лучшем случае указано, что российская сборка);
  • нет в едином реестре российской радиоэлектронной продукции товара?

Если можно, нужно ли обосновать закупку у единственного поставщика?

Ответ. Согласно ч. 5 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями гл. 3 Закона о контрактной системе.

Пункт 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе позволяет заказчику осуществить закупку у единственного поставщика на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей.

С 1 апреля 2021 года заказчик вправе также на основании п. 4 ч.1 ст. 93 Закона о контрактной системе в порядке, предусмотренном ч. 12 ст. 93 Закона о контрактной системе, приобрести продукцию у единственного поставщика в электронной форме на сумму, не превышающую трех миллионов рублей.

При этом годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов руб­лей. Данное ограничение годового объема закупок не применяется в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений.

В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее – минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Отличие запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, от ограничений допуска указанных товаров, заключается в том, что запрет применяется заказчиком при проведении любых процедур закупок как конкурентных, так и у единственного поставщика, и не предусматривает возможности приобретения продукции иностранного производства, за исключением случаев, определенных нормативными правовыми актами, устанавливающими данные запреты, в то время как ограничения устанавливаются исключительно при проведении конкурентных процедур и допускают возможность приобретения продукции иностранного производства, если не будут соблюдены условия применения ограничений.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 878) установлены ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств по перечню продукции, утвержденной Постановлением № 878.

Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 № 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Приказ № 126н) применяется при проведении конкурентных процедур закупок товаров, включенных в перечни, утвержденные Приказом № 126н.

Таким образом, при проведении закупок радиоэлектронной продукции у единственного поставщика ограничения, установленные Постановлением № 878, и условия допуска товаров, определенные Приказом № 126н, не применяются, а следовательно, допускается закупка продукции иностранного производства. Документы, подтверждающие страну происхождения товара, предусмотренные Постановлением № 878 и Приказом № 126н, в указанных случаях для приобретения товара не требуются и обоснование закупки у единственного поставщика не оформляется.

Вместе с тем необходимо обратить внимание на то, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление № 1236) установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств – членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее – реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее – программное обеспечение и (или) права на него).

Для целей применения Постановления № 1236 под программным обеспечением в соответствии с пп. б) п. 2(1) Постановления № 1236 понимают в частности программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств: поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта.

Запреты в рамках Постановления № 1236 применяются вне зависимости от способа закупки, в том числе и при закупках у единственного поставщика, если приобретается радиоэлектронная продукция с установленным программным обеспечением.

В рамках применения Постановления № 1236 иностранным программным обеспечением является программное обеспечение, сведения о котором отсутствуют в реестрах российского и евразийского программного обеспечения (https://reestr.digital.gov.ru/ и https://eac-reestr.digital.gov.ru/).

Постановление № 1236 не подлежит применению в следующих случаях:

1) осуществление закупок программного обеспечения и (или) прав на него дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, торговыми представительствами Российской Федерации при международных организациях для обеспечения своей деятельности на территории иностранного государства;

2) осуществление закупок программного обеспечения и (или) прав на него, сведения о котором и (или) о закупке которого составляют государственную тайну.

Также Постановление № 1236 не применяется при наличии письменно оформленного обоснования в соответствии с Порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств – членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Постановлением № 1236, в следующих случаях:

1) в реестре российского программного обеспечения и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;

2) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.

Таким образом, в том случае, если у единственного поставщика закупается системный блок с программным обеспечением, заказчик либо формирует письменное обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, либо в рамках применения Постановления № 1236 заключает договор на поставку системного блока с установленным программным обеспечением, включенным в реестр российского или евразийского программного обеспечения.

По материалам журнала «Консультант Свердловская область» № 4, 2021

Вернуться к списку новостей Вернуться к списку новостей


Центр консультирования

(343) 375-78-78

Почта: ck@consultant-so.ru

Горячая линия

(343) 355-56-76, 317-85-55

Почта: hotline@consultant-so.ru

 

Личный кабинет