Бухгалтеру

Порядок расчета пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком, действующий с 2011 года

10 ноября

Автор: Брызгалин Аркадий Викторович, генеральный директор Группы компаний «Налоги и финансовое право», кандидат юридических наук

Соавтор: Аникеева Ольга Евгеньевна, главный специалист по юридическим вопросам Группы компаний «Налоги и финансовое право»

Соавтор: Вятчинова Татьяна Ивановна,ведущий специалист

 

Группы компаний

«Налоги и финансовое право»

 

 

Нормативная база

При исчислении и учете пособий по временной нетрудоспособности, пособий по беременности и родам бухгалтеру необходимо руководствоваться следующими нормативными актами:

1. Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» – устанавливает общие требования к исчислению и выплате пособий (далее – Закон № 255-ФЗ).

2. Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» – устанавливает размеры, период выплаты пособий по беременности и родам, ежемесячного пособия на ребенка и единовременных пособий (для женщин, вставших на учет в ранние сроки и по рождению ребенка).

3. Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, утверждено Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 № 375 (далее – Положение № 375) – устанавливает тонкости расчета пособий.

4. Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 06.02.2007 № 91 (далее – Правила № 91) – устанавливают порядок определения страхового стажа.

5. Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 № 1012н – устанавливает правила назначения и выплаты пособий (виды пособий, кому назначаются и выплачиваются).

6. Федеральный закон от 13.12.2010 № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» – устанавливает коэффициенты индексации пособий.

7. Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» – если больничный выплачивается в связи с НС на производстве или профессиональным заболеванием.

Страховой стаж

Порядок исчисления страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам определен статьей 16 Закона № 255-ФЗ.

Более подробно порядок подсчета и подтверждения страхового стажа прописан в Правилах № 91. Данные правила в 2011 году не изменились.

Как и прежде, в страховой стаж включаются:

- периоды работы по трудовому договору;

- периоды государственной гражданской или муниципальной службы;

- периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ИП, адвокаты, депутаты и т.д.).

- периоды прохождения военной службы, а также иной службы, предусмотренной Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 (для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и др.)

Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. Помимо трудовой книжки периоды работы могут подтверждаться трудовыми договорами, справками, выдаваемыми работодателями, выписками из приказов, лицевыми счетами и ведомостями на выдачу заработной платы.

Индивидуальные предприниматели могут подтвердить свой страховой стаж документом территориального органа ФСС РФ об уплате платежей на социальное страхование (если периоды деятельности пришлись на период с 01.01.1991 по 31.12.2000, а также на период после 01.01.2003) или документом финансовых органов или справками архивных учреждений об уплате платежей на социальное страхование (если периоды деятельности пришлись на период до 01.01.1991).

Если работник ранее сам обеспечивал себя работой, но при этом не являлся индивидуальным предпринимателем (например, нотариус, занимавшийся частной практикой, частный детектив, частный охранник и др.), то он также может подтвердить свой стаж, представив документ территориального органа ФСС РФ об уплате платежей на социальное страхование (за периоды до 01.01.2001 и после 01.01.2003).

Более подробный перечень документов, подтверждающих страховой стаж, приведен в п.п. 10-19.1 Правил № 91.

В том случае, если работник самостоятельно не представляет документы, подтверждающие его стаж, то работодатель не имеет права и не обязан требовать у работника документы по подтверждению стажа.

При предоставлении работником подтверждающих стаж документов работодатель в трудовой книжке делает запись о восстановлении непрерывного стажа. При этом обязательно указываются реквизиты документа, на основании которого делается запись (п. 23 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225, п. 3.4 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной Постановлением Минтруда РФ от 10.10.2003 № 69). Внесение данной записи служит основанием для расчета стажа.

Отказать работнику в выдаче копий документов, связанных с его работой в данной организации, работодатель в силу ст. 62 ТК РФ не может. К таким документам относятся как копии приказа о приеме на работу, приказов о переводах на другую работу, приказа об увольнении с работы; выписки из трудовой книжки; справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, о периоде работы у данного работодателя, так и другие документы. Документы выдаются работнику по его требованию (письменному заявлению) не позднее трех рабочих дней после подачи заявления. Документы должны быть заверены надлежащим образом и предоставляться работнику безвозмездно.

При расчете страхового стажа стоит обратить внимание на то, что периоды получения пособия по безработице в страховой стаж не засчитываются. Согласно ст. 28 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» период получения пособия по безработице не прерывает трудового стажа. ФСС РФ в Письме от 25.10.2002 № 02-18/05-7418 отметил, что данный период не прерывает трудового стажа, но в непрерывный трудовой стаж этот период не засчитывается. Соответственно, данный период не участвует в подсчете страхового стажа работника.

Периоды учебы работника (училище, институт, аспирантура и др.) также не входят в расчет страхового стажа, поскольку не упоминаются в Правилах № 91.

Отпуск по уходу за ребенком включается в страховой стаж работницы (работника). Согласно ст. 256 ТК РФ по заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Отпуск по уходу за ребенком может быть использован полностью или по частям лицом, фактически осуществляющим уход за ребенком (например, отцом ребенка, бабушкой, дедом, другим родственником или опекуном). На период отпуска по уходу за ребенком за работником сохраняется место работы (должность). Поскольку в период нахождения работницы (работника) в отпуске по уходу за ребенком до трех лет действие трудового договора не прекращается, то этот период учитывается при подсчете страхового стажа. Аналогичная позиция приведена и в Письме ФСС РФ от 09.08.2007 № 02-13/07-7424.

На основании записей в трудовой книжке и (или) иных подтверждающих стаж документов подсчитывается трудовой стаж. Данный стаж учитывается в личных карточках работников по унифицированной форме № Т-2 (утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1).

Подсчет страхового стажа, необходимого для определения размера пособий, ведется в соответствии с п. 21 Правил № 91 в календарном порядке. Сначала подсчитывается общее число дней во всех периодах, входящих в страховой стаж, затем определяются полные месяцы (30 дней), которые переводятся в полные годы (12 месяцев).

Страховой стаж определяется не на начало месяца, на который приходится страховой случай (болезнь, декретный отпуск, отпуск по уходу за ребенком), а на день его наступления (п. 7 Правил № 91).

Учитывая формулировку п. 21 Правил № 91, можно предложить следующий алгоритм определения страхового стажа (см. таблица № 1).

 

 
1. Общее количество календарных дней в периодах = дата увольнения – дата приема (по предыдущим местам работы) + дата наступления страхового случая – дата приема (по настоящему месту работы)
2. Количество полных месяцев = общее количество календарных дней в периодах / 30 дней
3. Количество полных лет = количество полных месяцев / 12 мес.
4. Число оставшихся месяцев = количество полных месяцев количество полных месяцев * 12 мес.
5. Число оставшихся дней = общее количество календарных дней в периодах количество полных месяцев * 30 дней

   

Если периоды работы, включаемые в страховой стаж, совпадают по времени (например, работник трудился по совместительству), то учитывается один из таких периодов по выбору работника. Для этого работник должен написать заявление, в котором указывает выбранный для включения в страховой стаж период.

Расчетный период

Правило № 1 «Два года»

Одним из главных нововведений в исчислении пособий стало изменение расчетного периода. Если ранее в качестве расчетного периода рассматривались 12 последних месяцев, предшествовавших месяцу наступления страхового случая, то теперь пунктом 1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ установлено, что пособия исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей). Назовем его правило № 1 «Два года».Ранее при определении расчетного периода из него исключались некоторые периоды (больничные, командировки, простой и т.д.). Соответствующие выплаты за эти периоды также не включались в расчет среднего заработка. Данное правило было установлено п. 8 Положения № 375. В связи с введением новых норм для расчета пособий Постановлением Правительства РФ от 01.03.2011 № 120 были внесены изменения в Положение № 375. Помимо корректировок в определении расчетного периода (замена 12 месяцев двумя годами), определения порядка выплат пособий для работающих по совместительству, случаев оплаты пособия из МРОТ и других изменений, вносимых в связи с трансформацией Закона № 255-ФЗ, изменения также коснулись определения базы для расчета пособий, исключаемых периодов, пособий из среднего заработка текущего месяца, сохранения заработка при переводе беременных женщин на легкую работу, оплаты больничного во время простоя и др.

 

В частности, были признаны утратившими силу следующие нормы:

П. 8 Постановления № 375 – периоды, исключаемые из расчетного периода (больничные, отпуска по беременности и родам, по уходу за ребенком, простои, периоды сохранения среднего заработка и т.п.);

П. 10 Постановления № 375 – о расчете среднего заработка, исходя из заработка в месяце наступления страхового случая, когда в расчетном периоде не было заработка за последних 12 календарных месяцев или расчетный период состоял из исключаемых периодов;

П. 13 Постановления № 375 – о расчете среднего заработка, сохраненного беременной женщине при ее переводе на легкую работу.

Постановление Правительства РФ от 01.03.2011 № 120 вступило в силу 19 марта 2011 г. и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года.

Следовательно, при исчислении пособий по новым правилам в расчет берется 2 календарных года без учета, были ли у работника периоды, которые раньше исключались из расчета. Соответственно, с 2011 года не имеет значения, если расчетный период отработан неполностью. При расчете пособия не будет иметь значение количество календарных дней, приходящееся на период, за который учитывается заработная плата.

Иными словами, в расчете пособия будет участвовать сумма заработка работника, начисленная ему за два года. Например, при исчислении пособий в 2011 г. в расчетный период включаются 2009 — 2010 гг. Стоит отметить, что правило «Два года» является общим и применяется для всех, т.е. по умолчанию.

Правило № 2 «Замена периода»

Данное правило является особым и может применяться только теми работниками, которые в расчетные календарные два года (либо в одном из них) находились в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком. Данные лица могут заменить соответствующие календарные годы (календарный год) в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.Такое право установлено пунктом 1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ. Соответствующие изменения были внесены и в п. 11 Постановления № 375.

 

Ранее для таких сотрудников в расчет брался средний заработок за последние 12 календарных месяцев работы у данного страхователя, предшествовавших месяцу наступления предыдущего страхового случая.

Замена расчетного периода (либо его части) может производиться только по выбору сотрудника. Работодатель не вправе сам заменить два предшествующих года и рассчитать пособие исходя из среднего заработка измененного расчетного периода. Сотрудник обязан написать заявление, если желает, чтобы пособие было рассчитано из заработка предшествующих лет. Поясним новое правило на довольно распространенном примере.

Пример. Сотрудница ООО «Автоленд» в отпуск по беременности и родам ушла в июне 2009 г. В октябре

2009 г. она взяла отпуск по уходу за ребенком. Начисленная заработная плата, с которой были удержаны страховые взносы, за 2009 год составила 120 000 руб. В январе 2011 г. сотрудница вышла на работу, а в марте она предоставила листок нетрудоспособности по болезни ребенка. В 2007 году ее заработок составлял 180 000 руб., а в 2008 году составил 240 000 руб.

Если руководствоваться правилом № 1 «Два года», то в расчетный период для определения среднего заработка должны включаться 2009-2010 гг., в которых сотрудница находилась в отпуске по беременности и родам, а затем в отпуске по уходу за ребенком. Фактически при исчислении пособия по временной нетрудоспособности по правилу № 1 в расчет среднего заработка войдут лишь первые шесть месяцев 2009 года и начисленная за это время заработная плата размером 120 000 руб. Иными словами, средний заработок в расчетном периоде (за два календарных года) составит 120 000 рублей. Соответственно, сумма пособия по временной нетрудоспособности, рассчитанного исходя из среднего заработка за 2009-2010 гг., будет очень мала.

В данной ситуации сотрудница вправе выбрать два года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам, т.е. взять в расчет 2007-2008 гг. либо заменить 2010 год, в котором она совсем не работала, на 2008 год, при этом оставив в расчете 2009 год.

Так, при замене 2009- 2010 гг. на предшествующие 2007-2008 гг. ее средний заработок за расчетный период составит 420 000 руб. При замене 2010 года на 2008 год ее средний заработок составит 360 000 руб. Очевидно, что сумма пособия по временной нетрудоспособности при замене расчетного периода будет значительно выше рассчитанного по правилу «Два года».

Аналогичный расчет пособий может возникнуть в ситуации, когда сотрудница, что называется, пойдет из декрета в декрет.

При этом стоит учитывать, что если сотрудница не предоставит заявление о замене расчетного периода, то пособие по временной нетрудоспособности ей будет рассчитано по умолчанию исходя из общего правила «Два года».

После выплаты и расчета пособия по общему правилу сотрудница не вправе подавать заявления о замене расчетного периода и требовать перерасчета пособия. Возможность перерасчета пособия установлена п. 2.1 ст. 15 Закона № 255-ФЗ только в отношении случаев, когда на день обращения за пособием у застрахованного лица отсутствует справка (справки) о сумме заработка у другого страхователя. Перерасчет пособия производится после представления застрахованным лицом указанной справки (справок) о сумме заработка за все прошлое время, но не более чем за три года, предшествующих дню представления справки (справок) о сумме заработка. Каких-либо других возможностей перерасчета пособия Законом № 255-ФЗ не установлено.

Норма о замене расчетного периода (либо его части) в случае, если в этот период застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, была внесена в п. 1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ подпунктом «б» п. 9 ст. 1 Закона от 08.12.2010 № 343-ФЗ.

Федеральный закон от 08.12.2010 № 343-ФЗ вступил в силу с 1 января 2011 года.

Изменения, внесенные ст. 3 Федерального закона от 25.02.2010 № 21-ФЗ, касаются выбора способа расчета среднего заработка, а не выбора расчетного периода.

Пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначаются страхователем в течение 10 календарных дней со дня обращения застрахованного лица за его получением с необходимыми документами. Выплата пособий осуществляется страхователем в ближайший после назначения пособий день, установленный для выплаты заработной платы (п.1 ст. 15 Закона № 255-ФЗ). Сроки обращения за пособиями установлены ст. 12 Закона № 255-ФЗ: пособия назначаются не позднее шести месяцев со дня восстановления трудоспособности, дня окончания отпуска по беременности и родам, дня достижения ребенком возраста полутора лет.

Следовательно, если в предшествующие страховому случаю два календарных года застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, то на момент обращения за пособием застрахованное лицо должно определиться с выбором расчетного периода. При этом пособия рассчитываются по новому порядку, если страховой случай наступил после 1 января 2011 года.

Так, например, если страховой случай наступил в январе 2011 года, а в 2009-2010 гг. застрахованное лицо находилось в отпуске по уходу за ребенком, то оно вправе заменить расчетный период на 2007-2008 гг. (либо заменить один год из двух). При этом о такой замене застрахованное лицо должно предупредить работодателя до момента назначения и выплаты пособия путем подачи заявления в бухгалтерию. В случае отсутствия данного заявления работодатель, руководствуясь п. 1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ, должен назначить и выплатить сумму пособия исходя из среднего заработка, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая.

Таким образом, после назначения и выплаты пособия застрахованному лицу перерасчет пособия из среднего заработка «замененного» расчетного периода не производится, поскольку такой перерасчет не предусмотрен нормами Федерального закона № 255-ФЗ.

Хотелось бы также обратить внимание читателей на следующие нюансы при расчете пособий по правилу № 2 «Замена периода»:

1. Если застрахованное лицо в предшествующие два года находилось в отпуске по уходу за ребенком до трех лет.

В соответствии с ч. 1 ст. 256 ТК РФ по заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. В п. 1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ в отношении отпуска по уходу за ребенком не указывается каких-либо ограничений по его продолжительности (например, как отпуска по уходу за ребенком, за который выплачивается ежемесячное пособие по уходу за ребенком). Следовательно, в данной норме речь идет об общей продолжительности отпуска по уходу за ребенком, т.е. до 3-х лет. Статьей 11.1 Закона № 255-ФЗ установлена продолжительность выплаты застрахованному лицу ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет.

Таким образом, сотрудница (сотрудник) имеет право заменить расчетный период и в случае, если находилась в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет.

2. Если застрахованное лицо в предшествующем году находилось в отпуске по уходу за ребенком не полный календарный год, а только часть его.

Согласно ст. 255 ТК РФ женщинам по их заявлению и на основании выданного листка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности — 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов – 86, при рождении двух или более детей – 110) календарных дней после родов. Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью, независимо от числа дней, фактически использованных ею до родов.

Статья 256 ТК РФ устанавливает право женщины пойти в отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Отпуска по уходу за ребенком могут быть использованы полностью или по частям также отцом ребенка, бабушкой, дедом, другим родственником или опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком

Иными словами, отпуск по уходу за ребенком – это право, а не обязанность женщины. Кроме того, она вправе использовать этот отпуск полностью или частично, передав право отпуска другому родственнику, который фактически ухаживает за ребенком, либо, прервав отпуск, выйти на работу.

Из анализа ст.ст. 255, 256 ТК РФ также следует, что продолжительность отпуска по беременности и родам и (или) отпуска по уходу за ребенком может составлять менее одного календарного года.

В п. 1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ для замены застрахованным лицом двух календарных годов (календарного года) необходимо, чтобы они (он) предшествовали году наступления страховых случаев. При этом не имеет значения, находилось ли застрахованное лицо в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком весь расчетный период или только часть его.

Таким образом, замена расчетного периода производится в случаях, если застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком как полный(е) календарный год (календарные годы), так и часть календарного года (календарных лет).

3. Если застрахованное лицо в предшествующие два года также находилось в отпуске по уходу за ребенком /отпуске по беременности и родам.

Ситуация, когда в случае замены двух календарных лет (или одного календарного года) предшествующими календарными годами (календарным годом), в которых (котором) застрахованное лицо так же находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком Законом № 255-ФЗ не урегулирована. Разъяснения ФСС РФ по данному вопросу так же отсутствуют.

С нашей точки зрения, в таком случае застрахованное лицо вправе еще раз произвести замену расчетного периода, поскольку новый расчетный период так же выпадает на отпуск по беременности и родам и (или) отпуск по уходу за ребенком. Замена расчетного периода производится при условии, что она приведет к увеличению размера пособия.

Иными словами, застрахованное лицо может использовать норму п. 1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ до тех пор, пока в расчетном периоде не будет отсутствовать отпуск по беременности и родам и (или) отпуск по уходу за ребенком, и соответственно, можно будет определить средний заработок за год в большем размере.

Вместе с тем, следует отметить, что в п.1.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ указано следующее:

В случае если застрахованное лицо в периоды, указанные в части 1 настоящей статьи, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.

Следовательно, учитывая норму п.1.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ об исчислении пособия исходя из МРОТ, трудно предсказать точку зрения территориального органа ФСС РФ о неоднократной замене расчетного периода.

Таким образом, ситуация замены расчетного периода, когда в замененном периоде застрахованное лицо так же находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком законодательно не предусмотрена. По нашему мнению, застрахованное лицо вправе заменить предшествующие два календарных года, в которых оно находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, более ранними предшествующими годами.

4. Если в предшествующие два года застрахованное лицо работало у другого страхователя и при этом находилось в отпуске по беременности и родам/отпуске по уходу за ребенком.

В соответствии с общей нормой п. 1 ст. 13 Закона № 255-ФЗ назначение и выплата пособий осуществляются страхователем по месту работы застрахованного лица.

Пунктом 1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ установлено, что пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).

Документы, необходимые для назначения и выплаты пособий по временной нетру-доспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком приведены в п. 5, п.6 ст. 13 Закона № 255-ФЗ. Помимо листка нетрудоспособности, свидетельства о рождении ребенка и других документов, в данном перечне также указана справка (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей).

Норма п.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ о замене расчетного периода не предусматривает каких-либо особенностей в случае, если в данный момент застрахованное лицо работало у другого страхователя.

Следовательно, если в двух календарных годах (календарном году), непосредственно предшествующих году наступления страховых случаев, застрахованное лицо работало у другого страхователя и при этом находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, то оно вправе заменить их на более ранние календарные годы (календарный год). При этом застрахованное лицо в целях расчета среднего заработка должно представить справку о среднем заработке с места работы у другого страхователя за соответствующие годы, включаемые в расчетный период.

Таким образом, застрахованное лицо, работавшее ранее у другого страхователя (других страхователей), имеет право замены расчетного периода, в случае, если в этот период застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком.

Опубликовано по материалам Журнала «Налоги и финансовое право», www.cnfp.ru

 

Вернуться к списку новостей Вернуться к списку новостей


Центр консультирования

(343) 375-78-78

Почта: ck@consultant-so.ru

Горячая линия

(343) 355-56-76, 317-85-55

Почта: hotline@consultant-so.ru

 

Личный кабинет

Рекомендуемые системы:

Бухгалтеру (комплект Базовый)

Бухгалтеру (комплект ПРОФ)

А собственно зачем мне это?